Blog

О популяризации природного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта.

Пятого ноября состоялось совещание у заместителя Министра энергетики РФ А.Ю. Инюцына по вопросам реализации в 2020 году мероприятий в области популяризации транспорта на метане. Там было принято решение о создании рабочей группы при Министерстве энергетики РФ по популяризации природного газа.

Также Национальная газомоторная ассоциация разработала и распространила среди своих членов информационную политику,  направленную на популяризацию природного газа в качестве топлива для транспорта. 

В документе, в частности, приводятся мифы о метане, которые искажают картину восприятия безопасности, экономичности и экологичности этого вида топлива. 

Ниже приведём примеры «мифов» и фактов из документа:

1. «Цена на газомоторное топливо растёт и будет расти еще быстрее по мере расширения его использования».

Существует принципиально разная модель ценообразования для разных видов топлива: цены на бензин, дизель и пропан зависят от внешнеэкономической конъюнктуры и увеличиваются по мере роста мировых цен на нефть, в свою очередь цены на метан регулируются государством.

2. «Газомоторное топливо опасно»

Основным сдерживающим фактором для переходя потребителя на метан является страх взрыва. Этот страх связан как с терминологической проблемой (смешение метана и пропана в одном термине «газомоторное топливо»), так и с контекстом «бытового газа» и большого количества инцидентов, с ним связанных. Баллоны с бытовым газом регулярно встречаются в сообщениях СМИ как основной фактор инцидентов с причинением вреда имуществу и здоровью граждан. А между тем метан в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере, официально имеет наивысший IV класс безопасности среди горючих веществ. 

Во многих странах автозаправки метаном строятся прямо внутри жилых кварталов, потому что это безопасно.

3. «Газозаправочная сеть не развита».

В целом ряде регионов базовая сеть метановых заправочных станций уже сформирована. Правительство России стимулирует развитие газозаправочной инфраструктуры, во многих регионах ведется создание региональных программ развития заправочной инфраструктуры и «дорожных карт» по переводу транспорта на метан.

4. «Транспорт на метане нельзя приобрести».

В России в заводском исполнении выпускается порядка 150 моделей техники на метане, в том числе легковых автомобилей, автобусов, коммунальной техники, грузового и коммерческого транспорта. 

А действительность такова, что в российских условиях метановый автомобиль более привлекателен, чем электромобиль. Огромные запасы газа и регулирование внутреннего газового рынка в России – предпосылки для стабильно низких цен на метан. И климатические условия в России не позволяют эффективно эксплуатировать электротранспорт при температурах ниже минус 15, в то время как эксплуатация метанового транспорта не имеет температурных ограничений. Не решен также вопрос с утилизацией аккумуляторов электромобилей, что является серьезной проблемой для экологии.

Существующая структура энергетического баланса ограничивает экологические эффекты от внедрения электротранспорта (за счет высокой доли угля и нефтепродуктов в качестве ресурсов для производства электроэнергии), в то время как метан – является наиболее экологичным топливом из всех доступных на сегодняшний день технологий.

Метан на транспорте – самая экологичная из доступных ныне технологий. Использование метана на транспорте приводит не только к снижению выбросов парниковых газов, но и других вредных веществ, оказывающих влияние на здоровье человека: соединений азота, серы, а также сажевых частиц. Сажевые частицы – ключевой элемент при воздействии выхлопных газов на здоровье человека. Именно они абсорбируют вредные продукты сгорания топлива, рассеиваются в воздухе и попадают в легкие человека. Отсутствие сажевых частиц при сгорании метана делает его наиболее безопасным из всех доступных на сегодняшний день видов топлива.

Метановая инфраструктура – основа для будущего перехода к водородной энергетике. Уже сегодня один из способов повышения эффективности использования метана на транспорте – создание метано-водородной смеси. Данный подход повышает как КПД двигателя, так и экологические параметры его использования.

Водородная энергетика – наиболее перспективное направление развития технологий с точки зрения энергоэффективности и экологичности. На сегодняшний день все лидирующие в технологическом отношении страны делают ставку на развитии водородной энергетики.

В перспективе сеть АГНКС, инфраструктура по доставке и хранению метана может быть использована и для водорода. По мере появления технологий безопасной транспортировки, хранения и использования водорода существующая метановая инфраструктура может быть задействована на следующем шаге технологического развития.

В расчете на 1 км пробега метан – самое дешевое топливо. Для избегания вопросов сопоставимости разных видов топлива по объему и по массе целесообразно акцентироваться на стоимости 1 км пробега (1 км на метане = 1 руб, 1 км на бензине = 3 руб). Существующие стоимостные условия являются важнейшим конкурентным преимуществом метана и создают предпосылки для развития метанового транспорта. «Автомобиль на метане – народный автомобиль!»