Blog

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол о проблемах отрасли газомоторного топлива.

Председатель комитета Павел Завальный в своём докладе отметил, что по итогам 2018 года было реализовано 624 млн. куб. м, что более чем в семь раз выше показателей 2000 года. Также увеличивается количество автотехники, работающей на ГМТ, сегодня оно составляет более 100 тысяч единиц. Однако эти цифры существенно отстают от закладывавшихся 5 лет назад показателей.

Развитие ГМТ сдерживается:

  • недостаточным количеством заправок (сегодня по стране действует 420 заправок АГНКС);
  • ограниченным производством газомоторных автотранспортных средств и других видов техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива; 
  • недостаточным развитием сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств; 
  • низкой заинтересованностью предприятий в переводе транспорта на газомоторное топливо из-за возникающих затрат; 
  • нормативными ограничениями, сдерживающими развитие газозаправочной инфраструктуры.

«Снятие этих проблем невозможно без активной государственной поддержки и стимулирования – это подтверждает и международный, и наш собственный опыт. Сегодня мы стоим на пороге нового этапа развития сферы ГМТ, в том числе, и в части развития нормативной базы. Поэтому важно подготовить качественные и конкретные рекомендации, которые можно будет внести в готовящиеся документы», подчеркнул Павел Завальный.

Представитель Минэнерго, органа исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности в области развития рынка газомоторного топлива, доложил, что уже одобрена и весной этого года будет внесена в Правительство подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Подготовлен и проект дорожной карты по развитию рынка газомоторного топлива в 2019-2024 гг. и даже уже прошёл обсуждение на совещании у курирующего вице-премьера Д.Н. Козака. В ближайшее время карта будет доработана в АПРФ. 

Также на кругом столе обсудили механизмы финансирования в 2019 году мероприятий по созданию инфраструктуры и оборудования.

Юшаа Газгиреев, член комитета Государственной Думы по энергетике, в своем выступлении обозначил основные экологические и экономические преимущества газомоторного топлива в виде СПГ.   СПГ на транспорте позволяет:

  • уменьшить габариты системы хранения топлива;
  • увеличить грузоподъемность и запас хода от одной заправки, 
  • снизить содержание вредных выбросов;
  • увеличить моторесурс двигателей автомобилей и снизить уровень шума. 

Есть большие перспективы, связанные с применением ГМТ, в том числе, СПГ, и существуют конкретные показатели, поставленные как на уровне министерства транспорта, так и на уровне компаний. Однако, для создания российских транспортных средств на СПГ, заправочных модулей и сервисной инфраструктуры требуется не только финансовое стимулирование, но и актуализация технических требований.

Юрий Хмелевский, начальник управления ПАО «Газпром», обрисовал текущее состояние и перспективы. 

По итогам 2018 года общее число АГНКС превысило 420 единиц, 296 из них принадлежит компаниям Группы Газпром. В 2018 г. в 18 субъектах Федерации введено в эксплуатацию 24 объекта газозаправочной инфраструктуры. Между ПАО «Газпром» и субъектами Федерации заключено 59 соглашений о развитии рынка газомоторного топлива. В 2019 г. в 28 субъектах Федерации ПАО «Газпром» планирует построить 81 объект газозаправочной инфраструктуры. Строительство и ввод в эксплуатацию АГНКС будет проводиться синхронизированно с расширением парка техники на метане. Газпром переводит на ГМТ собственный транспорт, ведет разработку отечественного оборудования, необходимого для развития газомоторной инфраструктуры, проводит мероприятия по популяризации ГМТ.

Заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Воробьев озвучил предложения по законодательной поддержке развития ГМТ, особенно, в части стимулирования потребителей к переходу на ГМТ. Предлагается:

  • распространить на газомоторные автомобили преференции, уже существующие и принимающиеся в пользу электромобилей; 
  • ООО «Газпром газомоторное топливо» совместно с Российским газовым обществом разработало поправки в законодательство об автомобильных дорогах, касающиеся освобождения транспорта на ГМТ от платы за передвижение по платным дорогам и в рамках системы «Платон». 

Необходимы дополнительные стимулы для перевода на ГМТ общественного пассажирского транспорта.  Нуждается в скорейшем законодательном регулировании проблема выделения земельных участков для размещения объектов газозаправочной инфраструктуры. Для развития сельхозтехники на ГМТ нужно внесение изменений в технические регламенты ЕАЭС.

Начальник управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ Виктория Гимади обратила внимание участников мероприятия на то, что сегодня основным фактором прироста транспортного парка на ГМТ является переоборудование автомобилей, а не приобретение новых. Поэтому необходимо упростить сложный процедуры, непонятные для потенциальных потребителей. Заодно это наладит точный учет количества автотранспорта на ГМТ. То же касается процедур, связанных с созданием инфраструктуры ГМТ – они сложны, занимают много времени и нуждаются в упрощении, что позволит привлечь к этой работе малый и средний бизнес. При этом важно «не потерять» контроль над обеспечением безопасности. Отдельное внимание необходимо уделить нормативному сопровождению развития направления бункеровки судов.

Помощник руководителя Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов (ездит на автомобиле на ГМТ), заявил, что пришло время снова поднять вопрос о снижении класса опасности для газозаправочных станций. Практика показала, что такие станции могут быть достаточно безопасны, и существующие сегодня требования к ним, основанные на присвоении им 4го класса опасности, избыточны, и создают барьеры в создании инфраструктуры ГМТ.

Первый заместитель председателя комитета по энергетике Валерий Селезнев предложил учесть опыт других стран. Так, например, в Италии запрещено строительство АЗС без наличия на них оборудования для заправки природным газом. В целом ряде стран существуют льготы по ввозным пошлинам на вторичное газомоторное оборудование. Стимулирующим является опыт введения исключительных тарифов на перевозки железнодорожным транспортом на ГМТ.

Эксперт Энергетического центра Бизнес-школы СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко, продолжая тему использования зарубежного опыта, отметила:

  • везде, где был достигнут ощутимый успех, работало одновременное стимулирование и производителей, и потребителей; 
  • работа по стимулированию проводилась на региональном и муниципальном уровнях;
  • максимальное использование инструментов экологической политики;
  • велась работа над улучшением имиджа природного газа для среднестатистического потребителя, который его попросту боится.

Генеральный директор ООО «Газпром СПГ технологии» Константин Белоусов озвучил проблемы, связанные с расширением применения СПГ на транспорте:

  • недостаточность нормативно-технического регулирования, которое не дает строить комплексы малотоннажного производства и выдачи СПГ так, чтобы это было эффективно и удобно для потребителей;
  • требуется актуализация всей научно-технической документации в сфере малотоннажного СПГ, совершенствования ГОСТов и требований по безопасности.

Большую дискуссию вызвало предложение генерального директора ООО «КриомашГаз» Романа Шультиева о введении льгот по экспорту малотоннажного СПГ для поддержки российских производителей на тот период, пока в России нет достаточного рынка техники на СПГ, который позволял бы им окупать их затраты. Павел Завальный счел такое предложение обоснованным.

Директор по газомоторной технике ПАО «КАМАЗ» Евгений Пронин озвучил проблемы несовершенства нормативной базы в сфере эксплуатации автотехники на природном газе, главным образом, связанные с устаревшими избыточными требованиями по безопасности даже не самой техники, а инфраструктуры, зданий и сооружений. По сути, это делает программы по переводу транспорта на газ экономически неэффективными даже для крупных мощных компаний. Необходима актуализация всех документов с учетом международного опыта.

Исполнительный директор ООО «Сибирь-Энерго» Денис Сницкий, сообщил, что сегодня у предприятия есть патент на двигатель для крупнотоннажной техники, работающей на СПГ. Высоко оценивая перспективы бизнеса, он полагает, что стимулированием производителей и потребителей СПГ на транспорте будет льготное кредитование и налогообложение.

Предложения, озвученные в ходе дискуссии, войдут в рекомендации комитета Государственной Думы по энергетике в адрес профильных органов исполнительной власти по итогам круглого стола. 

На основе материалов пресс-службы РГО и медиацентра Диалог

Фото: Медиацентр ДИАЛОГ (http://www.dialog.msk.ru)